Связать неслышащего человека с окружающим миром – задача диспетчерской службы для инвалидов по слуху

image_print

В 2016 году при поддержке Правительства Иркутской области была создана диспетчерская служба для инвалидов по слуху.

Помочь разобраться в экстренных ситуациях, купить продукты и лекарства, сопроводить на приеме к врачу, организовать нужные встречи и переговоры – вот только малая доля тех дел, в которых задействована эта диспетчерская служба.

«В 2016 году при поддержке областного правительства была создана диспетчерская служба для инвалидов по слуху. Мы приобрели оборудование: компьютер, наушники, программный комплекс по региональной программе «Доступная среда». А региональное отделение глухих взяло на себя обязательство по трудоустройству сурдопереводчика и содержанию помещения. Задача службы – связать неслышащего человека с нужной организацией. Фонд социального страхования, медико-социальная экспертиза, детские сады, школы, полиция, больницы, центры занятости… Взаимодействовать приходится со всеми. За время работы сюда поступило более 20,6 тыс. обращений, а в базе данных зарегистрировано 1 500 инвалидов по слуху. Мы также оказываем поддержку по обучению навыкам жестового языка. За три года курсы сурдопереводчиков прошли 94 человека» – говорит заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Алексей Макаров.

Проблемы глухих в диспетчерской службе решает сурдопереводчик. Оператор-сурдопереводчик Наталия Демидова держит связь с теми, кто общается только на языке жестов, кто, образно говоря, ничего не слышит и не понимает звуковую речь. Помочь купить продукты и лекарства, сообщить о ДТП и даже объяснить, как правильно вести себя при родах, – вот ее работа.

С раннего утра и до позднего вечера здесь не умолкает телефон. Сейчас, например, Наталия разговаривает с доктором одной из иркутских больниц. Абсолютно глухой женщине сделали операцию, сегодня ее выписывают, но лечение нужно продолжать. Сурдопереводчик по скайпу сначала внимательно слушает врача, а после передает его рекомендации пациентке – переводит звуковую информацию в жестовую.

Едва закончились одни переговоры, тут же раздается следующий звонок. На линии – спортсмены. В выходные состоятся соревнования по лыжным гонкам, и инвалиды по слуху тоже хотят участвовать. Оператор связывается с организаторами, выясняет, сколько человек должно быть в команде, какова дистанция для мужчин и женщин, а после «переводит» информацию.

«Работы много, нагрузка огромная, – признается Наталия. – И консилиумы проводила, и с нотариусами общалась. А недавно произошло ДТП, позвонил глухой молодой человек, попросил срочно связаться с сотрудниками ГИБДД. Он ехал, создал некомфортную ситуацию на дороге, но постарался быстро перестроиться в другой ряд. Водитель второй машины решил подрезать «обидчика», начал сигналить. Глухой, естественно, никаких сигналов не услышал, произошла авария. Помогла провести допрос. В итоге стороны договорились, и слышащий заплатил глухому, потому что его признали виновным».

Разбираться в экстренных ситуациях Наталии приходится не только днем, но и ночью. «Однажды глухую девушку повезли в роддом. А у нее в машине скорой помощи начались схватки. К счастью, она успела набрать номер региональной службы. Я ее успокаивала, объясняла, как нужно правильно дышать и тужиться. Роженица оказалась совсем молоденькой. Ничего не слышит и не понимает, испугалась, начала плакать. К счастью, все закончилось благополучно. Родила здорового мальчика. Я ее поздравила первой!» – рассказывает сурдопереводчик. А вот другой случай оказался печальным. Ночью позвонила семья глухих. У отца семейства произошел сердечный приступ. Наталия вызвала реанимационную бригаду. «Человек умер на моих глазах, – со слезами вспоминает она. – Дежурный врач скорой помощи говорит передать семье, что человеку остались

считанные минуты. И мне это надо было сказать жене и детям. Я объяснила. Им дали время «поговорить», попрощаться. А после мне пришлось помогать организовывать похороны».

Наталия Демидова сама из семьи глухих и прекрасно понимает, насколько трудно приходится людям, которые ничего не слышат. Ей с детства доводилось общаться с отцом и матерью на языке жестов. Случалось помогать друзьям родителей, а порой и совсем незнакомым инвалидам по слуху. Старалась никому не отказывать, но из-за занятости на работе выкраивать лишнюю минутку было проблематично. Создание диспетчерской службы для глухих Наталия посчитала знаком свыше. Теперь инвалиды могут позвонить ей в любое время, она на связи 24 часа в сутки. Дома своя семья, но ведь чужих проблем не существует. «Работаю с 9 до 6 часов вечера, а с прошлого года добавилась еще и суббота, – рассказывает Наталия. – Звонков из-за пандемии прибавилось. Слабослышащие столкнулись с еще большими трудностями, чем обычные люди. И это не только одиночество в самоизоляции. Понять, что говорит человек в маске, невозможно, глухие ведь привыкли читать по губам. И потом: как, например, им записаться на прием к врачу, заказать продукты или слуховой аппарат, не выходя из дома? Я связываюсь с регистратурой, магазинами, аптеками, фирмами, торгующими медоборудованием, записываю их к специалистам. Глухой приходит на прием к врачу – я тоже с ним на связи. А недавно, например, была прямая линия с Губернатором Иркутской области И. Кобзевым. Подключились около тысячи человек, все смотрели, а я им переводила. У нас, в диспетчерской службе, – полное сопровождение».

Региональная диспетчерская служба: Иркутск, ул. Клары Цеткин, 13а. Тел.: 8(395-2) 387-621, 89501035421. Эл. почта: vogirkutsk@mail.ru. Skype: dsvog 38.

Прокрутить вверх