СИСТЕМА ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Описание практики «Школа ухода и реабилитации»

image_print
1.

Наименование практики

Школа ухода и реабилитации

2.

Контактные данные организаций, реализующих практику;

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Веста»,

Сайт учреждения: vestaan;

Телефон учреждения: 8(3955) 54-30-10,

Электронная почта учреждения: vestaangarsk@mail.ru

Контактное лицо: заведующий специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому Гельм Ирина Юрьевна

3.

Соисполнители проекта

ОГАУСО «Ангарский Психоневрологический интернат», ОГБПОУ «Ангарский медицинский колледж»

4.

ФИО и должности исполнителей, реализующих практику

Заведующий специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому Гельм Ирина Юрьевна,

социальные работники и медицинская сестра отделений социального обслуживания на дому,

психолог отделения срочного социального обслуживания Макарова Наталия Евгеньевна

5.

Проблематика и  актуальность практики

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в нашем городе возросло количество пожилых людей, которые в силу тяжелого заболевания или возраста нуждаются в уходе. Эта ответственность чаще всего ложится на плечи родственников или на социальных работников.  

Осуществление правильного ухода за пожилыми людьми с ограниченной                                       подвижностью позволяет улучшить качество их жизни, уменьшить риск развития серьезных осложнений.

Освоить навыки ухода, как родственникам, так и социальным работникам помогает Школа ухода и реабилитации – технология, направленная на обучение родственников и социальных работников принципам общего ухода, методам самообслуживания, самоконтроля, основам реабилитации и т.д.

В учреждении практика «Школа ухода и реабилитации» реализуется с 2016 года.

6.

Ценностные ориентиры практики

достижения оптимального уровня жизни и социальной адаптации пожилых людей
создание благоприятной психологической обстановки в семье, снижение уровня нервно-психической напряженности
социально-психологическая поддержка и стимулирование собственной активности граждан пожилого возраста и инвалидов
организация развития и пропаганды родственного ухода за гражданами,  нуждающимися в постоянном постороннем  уходе;
повышение качества обслуживания социальными работниками в привычной для гражданина домашней обстановке.
7.

Основные целевые группы, на которые направлена практика

– граждане пожилого возраста и инвалиды, которые хотят максимально сохранить способность к самообслуживанию;

– родственники, которые осуществляют уход за маломобильными гражданами;

социальные работники учреждений социального обслуживания.

8.

Цель и задачи практики

 

Цель практики: Улучшение качества жизни маломобильных инвалидов и пенсионеров посредством их обучения, их родственников и социальных работников, осуществляющих уход за ними, основам социальной реабилитации в домашних условиях.

Задачи практики:

– создание мотивации у получателей социальных услуг и их родственников к активному участию в социально-реабилитационном процессе;

– обучение родственников, осуществляющих уход за маломобильными членами семьи, принципам организации грамотного ухода в зависимости      от особенностей заболеваний;

– обучение получателей социальных услуг и их родственников применению технических средств реабилитации в домашних условиях;

– обучение получателей социальных услуг и их родственников основам социальной реабилитации в домашних условиях;

– психологическая поддержка маломобильных пенсионеров и инвалидов и их родственников;                      

– медико-психологическое просвещение социальных работников.

9.

Содержание практики

Школа представляет собой комплексную систему помощи, которая оказывается маломобильным пенсионерам и инвалидам как непосредственно (например, психологическая помощь или обучение элементам адаптивной гимнастики), так и опосредованно (через организацию правильного ухода, обучая его непосредственное окружение – родственников или социальных работников).

10.

Описание  механизма реализации.

Работа Школы построена по двум направлениям:

работа с родственниками и иными ухаживающими лицами,
работа с коллективом учреждения (социальные работники и медицинскаясестра).

Выделение двух направлений необходимо, так как особенности изложения материала для человека, выполняющего профессиональные обязанности, и для лица, для которого уход за человеком не является профессией, могут значительно отличаться. В частности, для родственников и иных ухаживающих за тяжелобольным лиц в занятия могут включаться элементы психологической разгрузки, моменты, позволяющие организовать свою жизнь так, чтобы уход за тяжелобольным не стал для человека непосильным. Для социальных работников психологический аспект в данном случае относится не к личной, а к профессиональной деятельности, и подход здесь будет несколько иным.

Занятия Школы включают информацию о процедурах общего ухода, профилактике осложнений, методах самообслуживания, гигиенического ухода на дому, правилах питания и кормления, методах использования технических средств реабилитации, элементах эффективного общения, методах предотвращения или коррекции депрессивных состояний, возникающих у тяжелобольных людей и их родственников. Особое внимание уделяется практическим навыкам ухода за больными при различных заболеваниях.

Программа занятий включает: лекции, семинары, практикумы, индивидуальную работу и другие формы обучения.

К работе Школы в рамках обучениясоциальных работников и медицинскихсестёр приёмам ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг и приёмам социальной реабилитации в домашних условиях привлекается психолог, а также специалисты  других организаций.

Психолог разработал методические пособия в помощь социальным работникам, которые они могут использовать при общении с гражданином в домашних условиях или при обучении родственников.

Заведующий специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому в помощь социальным работникам с целью обучения родственников, разработал алгоритм предоставления санитарно-гигиенических услуг тяжелобольным гражданам.

11.

Организационная и управленческая модель

Данная практика реализуется в учреждении в рамках проектной деятельности на основании Проекта «Школа ухода и реабилитации» и в соответствии с положением о «Школе ухода и реабилитации», утвержденным приказом директора ОГБУСО «КЦСОН «Веста» от 24.06.2019 года № 120.

Ежеквартально проводятся административные совещания по работе Школы, в рамках которого проводится анализ работы за отчётный период и исполнение плана мероприятий, подводятся результаты анкетирования граждан на предмет удовлетворённости и нуждаемости в дальнейшем функционировании школы.

12.

Ресурсы, задействованные в реализации практики (проекта)

Информационно-методические: памятки, буклеты, алгоритмы по уходу за тяжелобольными гражданами и оказания психологической помощи родственникам, разработанные специалистами учреждения.

Материальные: Занятия для родственников проводятся на дому у тяжелобольных граждан, работники учреждения проходят стажировку на базеучреждения-партнера Ангарский психоневрологический интернат (далее-АПНИ)  

Кадровые: медицинская сестра,социальные работники, психолог Центра, медицинские работники АПНИ, волонтёры Ангарского медицинского колледжа.

13.

Показатели результативности практики  

Количественные результаты:  За 2018 год 49 родственников граждан пожилого возраста, воспользовались технологией «Школой ухода и реабилитации». За 2019 год обучающих мероприятий 75 проведено, прошли обучение 53 социальных работника, 22 родственника тяжелобольных граждан.

За 2020 год -73 обучающих мероприятий, из них 6 в дистанционном формате, 15 индивидуальных. Прошли обучение 32 социальных работника, 41 родственник тяжелобольных граждан. В 1 квартале 2021г проведено 1 занятие по теме: «Атипичная пневмония» в АПНДИ, присутствовало 22 социальных работника, 6 родственников, ухаживающих за тяжелобольными родственниками.

Качественные результаты: обучение родственников навыкам ухода за тяжелобольными гражданами и отсутствие обращений от них на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Обучение социальных работников повысило их профессиональный уровень, что способствует повышению качества оказания социальных услуг гражданам, полностью утратившим способность к самообслуживанию.

Информационно-методические результаты: на сайте учреждения имеется раздел «Школа ухода и реабилитации», где размещена информация о деятельности школы.