1

Марафон социальных практик

1.

Контактные данные

Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Марковский геронтологический центр»

493-469, 8-908-656-88-30

mar_gc@mail.ru

mgc.38@mail.ru

Щербинина Наталья Владимировна, заместитель директора по социальной работе 8-908-656-88-30

2.

Соисполнители проекта

Нет

3.

ФИО и должности исполнителей, реализующих программу

Мадэко Р.Н. – начальник отдела социальной реабилитации

Гавриш Т.Н.- психолог

4.

Ценностные ориентиры программы

 

В социальных учреждениях за много лет наблюдений отлично зарекомендовал себя в работе с пожилыми людьми метод арт-терапии, в связи с чем для получателей социальных услуг ОГАУСО «Марковского геронтологического центра» была разработана программа под названием «Мандала-терапия.

Мандалав переводе с санскрита означает круг, диск. В психологии существует множество видов мандал:рисованная (пальцами на песке и красками на бумаге; кисточками, фломастерами, мелками); v насыпная (из цветного песка, крупы и специй, мозаики); v плетеная (из нитей на каркасе, вязаные крючком, вышитые нитями или бисером); v мандала-ассамбляж; мандала-инсталляция. Внутреннее наполнение мандал может быть разнообразным, но раницы в форме круга остаются неизменными. Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора, считает А. И. Копытин [5]. «Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг адаптировал санскритское слово мандала для описания круговых рисунков, которые рисовал он сам и его пациенты. Мандала означает центр, окружность или магический круг. Юнг ассоциировал мандалу с Самостью, центром всей личности. Он считал, что мандала показывает естественное стремление пережить наши возможности, выполнить рисунок целой личности» [9]. «Мандала –– это рисунок или инсталляция в круге. Круг является самым безопасным пространством для психики. Это «контейнер», в который можно вылить все самые тяжелые эмоции, состояния, переживания, проблемы» 1

5.

Проблематика и актуальность программы

Занятия манадала-терапией успешно применяются в целях профилактики эмоционального выгорания, эмоциональных перегрузок и снижения эмоционального фона у клиентов нашего центра. Метод настолько эффективен и прост в применении, что его легко осваивают люди пожилого возраста и люди с ограниченными возможностями. Также клиенты, посещавшие тренинг по программе «Мандала-терапия», могут в дальнейшем пользоваться им самостоятельно, что в свою очередь только повышает терапевтический эффект.
6.

Основные целевые группы, на которые направлена программа

Граждане пожилого возраста, в том числе инвалиды, получатели социальных услуг ОГАУСО «Марковский геронтологический центр»

7.

Цель и задачи программы

Цель: Гармонизация внутреннего состояния.

Задачи:

1. снятие внутреннего напряжения и тревожности, релаксация;
2. развитие творческих способностей;
3. развитие мелкой моторики рук;
4. поиск внутреннего ресурса;
5. развитие коммуникативных навыков;
6. актуализация чувств;
7. развитие образной памяти;
8. развитие рефлексии и повешение самооценки.
9. Работа по программе «Мандала-терапия» ведется индивидуально с получателем социальных услуг и в группе, состоящей из 4–10 человек.
8.

Описание программы и технология работы

Программа тренинга рассчитана на 6 занятий (с домашним заданием). Упражнения в тренинге усложняются от занятия к занятию. По окончании всего курса участники заполняют «форму обратной связи» (Приложение 1), где по параметрам оценивают тренинг в целом. Это очень важно для коррекциисуществующей и разработки новых программ, для составления более продуктивного алгоритма работы в группе.

Анкета обратной связи предназначена для сбора полезной информации, которая в дальнейшем поможет улучшить качество предоставляемых услуг, а также позволит проанализировать желания и потребности клиентов. Перед началом тренинга участники информируются о его направленности и задачах, правилах проведения занятий и участия в групповых упражнениях. У каждого участника в промежутках между групповыми встречами и по их завершении есть возможность получить индивидуальную психологическую консультацию для обеспечения должного уровня усвоения полученных знаний и навыков. Помимо этого, есть возможность решения существующих на момент начала тренинга и ситуативно возникающих в процессе участия в нем личностных и межличностных конфликтов

9.

Занятия тренинга

Занятие 1 «Знакомство»

На что направлено: знакомство участников группы;

знакомство с методами арт-терапии.

Материалы и оборудование: трафареты мандал, карандаши цветные.

1) Приветствие участников группы.

2) Знакомство с методами арт-терапии.

Участникам предлагается ознакомиться с понятием мандала-терапии как одним из инструментов арт-терапии

3) Ознакомление с техникой создания индивидуальных мандал. Обязательно дать название своей мандале.

4) Интерпретация полученных рисунков. Разбор интересных случаев.

5) Обратная связь. Ответы на вопросы

Занятие 2 «Трансформация негативных чувств в ресурс»

На что направлено: поиск и нахождение ресурса для преодоления негативного восприятия ситуации; рефлексия; дать возможность взглянуть на свои переживания с другой стороны; психологическая поддержка группы; позитивное подкрепление готовности работать над собой; развитие коммуникативных навыков и улучшение психоэмоционального фона настроения.

Материалы и оборудование: пластилин цветной, цветной картон.

1) Приветствие участников группы.

2) Краткое рассуждение на темы негативного влияния отрицательных эмоций, уход в болезнь и психосоматика.

3) Задание: выбрать пластилин того цвета, который ассоциируется с, актуальными для участника, негативными эмоциями. Вылепить любую фигуру, а затем трансформировать ее с помощью добавления других цветов (ассоциирующихся с положительными эмоциями). Трансформация проводится до того момента, пока мандала полностью не будет восприниматься позитивно.

4) Обсуждение переживаний каждого участника группы. Проработка глубинных отрицательных переживаний и чувств (страх, вина, горе, обида) обмен опытом. 5) Обратная связь

Занятие 3 «Самооценка»

На что направлено: осознание своих сильных и слабых сторон, того, что никто не идеален (на примере других участников); повышение самооценки и настроения. Материал и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, ручка. 1) Участники приветствуют друг друга. 2) К своим старым работам «Мандала» участники добавляют элементы, на которых пишут свои положительные качества. Затем, добавляют отрицательные. 3) Задача участников группы: трансформировать свои отрицательные качества в положительные путем переформулирования. Если возникают трудности, участники могут помогать друг другу. 4) Обратная связь

Занятие 4. «Мандала-диаграмма «Моя жизнь»

На что направлено: повышение общей психологической грамотности; коррекция самопринятия; осознание своих внутренних ресурсов; повышение настроения; получение новой информации, необходимой для конструктивной коррекции восприятия жизни.

Материал и оборудование: бумага А 4, краски, фломастеры, кисточки, карандаши.

1) Участникам предлагается изобразить свою жизнь в виде диаграммы. Обозначить сектора, разные сферы жизни.

2) Проанализировать, все ли гармонично в их жизненной диаграмме или есть сферы, которые значительно больше/меньше остальных? Тем самым, наглядно видно, какие коррективы следует произвести, чтобы сбалансировать все сферы и сделать жизнь более гармоничной.

3) Общее обсуждение в группе, обратная связь от участников.

10.

Анализ эффективности программы «Мандала-терапии»

В последнем исследовании эффективности тренинга приняли участие две группы граждан пожилого возраста и инвалидов (ОАД и ОМ), проходящие курс «Мандала-терапия» в течение срока  (21 день), по 2 занятия в неделю. В каждой группе численность участников –– 10 человек. Перед началом занятия участникам группы предлагается заполнить адаптированный (укороченный) вариант опросника САН2 (Приложение 2). Он предназначен для оценки текущего психологического состояния индивида. Предлагается описать свое состояние в настоящий момент, используя полярные признаки, указанные в таблице. Опросник заполняется до и после тренинга, затем полученные данные сравниваются между собой. Результаты обработки «Формы обратной связи» свидетельствуют, о благотворных, благоприятных психоэмоциональных изменениях у частников группы. Так, 15 из 20 опрошенных отмечают повышение психоэмоционального фона настроения, 13 –– снятие внутреннего напряжения и тревожности. Больше половины участников отмечают важность и актуальность тем занятий, свое желание и способность применить полученные знания на практике. Высокие оценки эффективности тренинга свидетельствуют о востребованности данного вида психологической работы и необходимости в его развитии, улучшении и расширении. Таким образом, мы можем наблюдать изменения состояния участников не только после полного курса занятий, но даже по окончании одного занятия

11.

Приложения

                                                                                                          Приложение 1

 

Форма обратной связи Тренинг «Мандала-терапия» Ведущий психолог Гавриш Т.Н.

 

1. Насколько важна для Вас была тема тренинга?

Важна

Трудно сказать

Неважна

2. Узнали ли Вы что-нибудь новое для себя?

Да

Трудно сказать

Нет

3. Если да, то что именно:

 

4.Сможете ли Вы применить полученные знания на практике?

Да

Трудно сказать

Нет

5. Насколько комфортно Вы чувствовали себя во время тренинга?

1

2

3

4

5

6. Насколько Вы удовлетворены работой тренера?

1

2

3

4

5

7. Что Вам больше всего понравилось в тренинге?

 

8. Что Вам НЕ понравилось в тренинге?

 

9. Посоветовали бы Вы своим знакомым тренинги?

Да

Трудно сказать

Нет

 

10. Отметьте изменения, которые Вы заметили после прохождения тренинга:

 

Гармонизация внутреннего состояния

 

Снятие внутреннего напряжения и тревожности, релаксация

 

Развитие творческих способностей

 

Развитие мелкой моторики рук

 

Активизация бессознательного

 

Нахождение внутреннего ресурса

 

Развитие коммуникативных навыков

 

Актуализация чувств

 

Развитие образной памяти, целостного восприятия мира

 

Повышение настроения, эмоционального фона

 

Другое:

                                 

                                                                       

Приложение 2

Методика «Самооценка психического состояния: Самочувствие, Активность, Настроение (САН)»

состояние

баллы

состояние

самочувствие хорошее

3 2 1 0 1 2 3

самочувствие плохое

пассивный

3 2 1 0 1 2 3

активный

хорошее настроение

3 2 1 0 1 2 3

плохое настроение

напряженный

3 2 1 0 1 2 3

расслабленный

спокойный

3 2 1 0 1 2 3

взволнованный

бодрый

3 2 1 0 1 2 3

вялый

удовлетворен

3 2 1 0 1 2 3

неудовлетворен

12.

Литература

1. Александров А. А. «Психодиагностика и психокоррекция» Серия «Мастера психологии» СПб. Питер 2008 г.

2. Зверева Н. Ю. «Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями». СПб. Речь 2008 г.

3. Краснова О. В, Лидере А. Г., «Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании» // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост., 2003.

4. Краснова О. В., Лидере А. Г. «Социальная психология старения»: М: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Копытин А. И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» СПб.: Речь, 2005 г.

6. Карвасарский Б. Д. «Клиническая психология» учебник для вузов 4-е издание. СПб Питер 2010 г.

7. Лебедева Л. Д., Никонорова Н. А., Тараканова Н. А. «Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и Арттерапии». – СПб.: Речь, 2006 г.

8. Макшанов С. И. «Психогимнастика в тренинге». СПб, 1993.

9. Фостер Финчер Сюзанна «Создание и интерпретация мандалы: метод Мандалы в психотерапии» – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015 г.

Электронный журнал «Практика социальной работы. Открытый методический ресурс»: сетевое издание. 2020. № 4 / СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья». URL: http://центрсемья.рф/

13.

Отзывы получателей социальных услуг

Филиппович Т.С.

У меня нет слов! Мандала — такой мощный инструмент для самопознания! Для поднятия веры в себя! Это просто чудеса!
Мои чувства до работы с мандалой о проблеме: непонимание, страх, вина, стыд
Мои чувства во время работы с мандалой: озарение!
Мои чувства по завершению работы с мандалой: восхищение, радость!
Открытый ресурс: я есть! я жива!

 

Щербакова Н.М.

Мандала – это рисунок в круге. Мандала – это зеркало, отпечаток вашей жизни здесь и сейчас. Раскрашивать ее может каждый.Мое эмоциональное состояние было сложным, я начала раскрашивать мандалы.  Моя первая раскрашенная мандала была очень тусклой, и я до сих по смотрю на нее с трудом. Но, раскрасив первую, мне буквально на следующий день захотелось раскрашивать еще. Потом еще. В конечном итоге у меня их собралось штук 10. День ото дня они становились ярче, радостнее, сильнее. Я однозначно прочувствовала эффект этой техники. После каждого такого сеанса я становилась умиротворенной и тихо радостной. Я уверена, что всем, кому нужна таблетка для души, первым делом нужно скорректировать свое состояние этим упражнением – раскрашиванием рисунка в круге.

 

Белкин В.Г.

Сегодня узнал о такой замечательной практике, как мандала.
Вот взял и попробовал первый раз. Ощущения замечательные,очень понравилось, буду практиковать. Изобразил я в ней мой внутренний мир. Мир в целом, такой каким является.

 

14.

Отзыв психолога МГЦ ГавришТ.Н.

Что может быть проще?! Обведите круглую тарелку и рисуйте в круге все, что душе угодно. Не думайте о красках и концепции. Просто рисуйте. Не подбирайте цвета, не выдумывайте сюжет. Дайте волю своей фантазии, отпустите на волю свою интуицию и, в конечном итоге, получите ШЕДЕВР! А что такое шедевр? Это произведение, от которого у вас мурашки… У вас получится шедевр, если вы сможете полностью отпустить себя в полете своей души.

Напоследок мне бы хотелось дать несколько рекомендаций:

После окончания работы найдите в вашей квартире место на стене, достойное вашего рисунка. Пусть он украшает ваш дом, пока вам приятно будет смотреть на него. Затем снимите со стены, поблагодарите свой рисунок или мандалу и сделайте с ними все, что хотите.
Попробуйте услышать ваше подсознание. Все цвета, которые вы использовали при раскрашивании или рисовании мандалы, обозначьте на обратной ее стороне. Попробуйте каждому цвету дать название, определить чувство или сферу чувств, не глядя на рисунок. Например, синий – ожидание, серый – отношения, красный – любовь… Затем вновь рассмотрите мандалу и вспомните, в каком месте вы испытывали напряжение, где было рисовать легко и свободно, может быть, где-то было страшно. Сопоставьте ваши названия цветов с вашими чувствами в процессе рисования – вы можете увидеть то, чего не замечали раньше. Возможно, вы боитесь свободы или раздражены отношениями, или ждете любви.
Если вы раскрашиваете или рисуете мандалу, обратите особое внимание на рисунок и цвет в центре круга – это то, что больше всего вас заботит в вашей жизни на данный момент.