1

Описание практики «Школа ухода и реабилитации»

1.

Наименование практики

Школа ухода и реабилитации

2.

Контактные данные организаций, реализующих практику;

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Веста»,

Сайт учреждения: vestaan;

Телефон учреждения: 8(3955) 54-30-10,

Электронная почта учреждения: vestaangarsk@mail.ru

Контактное лицо: заведующий специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому Гельм Ирина Юрьевна

3.

Соисполнители проекта

ОГАУСО «Ангарский Психоневрологический интернат», ОГБПОУ «Ангарский медицинский колледж»

4.

ФИО и должности исполнителей, реализующих практику

Заведующий специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому Гельм Ирина Юрьевна,

социальные работники и медицинская сестра отделений социального обслуживания на дому,

психолог отделения срочного социального обслуживания Макарова Наталия Евгеньевна

5.

Проблематика и  актуальность практики

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в нашем городе возросло количество пожилых людей, которые в силу тяжелого заболевания или возраста нуждаются в уходе. Эта ответственность чаще всего ложится на плечи родственников или на социальных работников.  

Осуществление правильного ухода за пожилыми людьми с ограниченной                                       подвижностью позволяет улучшить качество их жизни, уменьшить риск развития серьезных осложнений.

Освоить навыки ухода, как родственникам, так и социальным работникам помогает Школа ухода и реабилитации – технология, направленная на обучение родственников и социальных работников принципам общего ухода, методам самообслуживания, самоконтроля, основам реабилитации и т.д.

В учреждении практика «Школа ухода и реабилитации» реализуется с 2016 года.

6.

Ценностные ориентиры практики

достижения оптимального уровня жизни и социальной адаптации пожилых людей
создание благоприятной психологической обстановки в семье, снижение уровня нервно-психической напряженности
социально-психологическая поддержка и стимулирование собственной активности граждан пожилого возраста и инвалидов
организация развития и пропаганды родственного ухода за гражданами,  нуждающимися в постоянном постороннем  уходе;
повышение качества обслуживания социальными работниками в привычной для гражданина домашней обстановке.
7.

Основные целевые группы, на которые направлена практика

– граждане пожилого возраста и инвалиды, которые хотят максимально сохранить способность к самообслуживанию;

– родственники, которые осуществляют уход за маломобильными гражданами;

социальные работники учреждений социального обслуживания.

8.

Цель и задачи практики

 

Цель практики: Улучшение качества жизни маломобильных инвалидов и пенсионеров посредством их обучения, их родственников и социальных работников, осуществляющих уход за ними, основам социальной реабилитации в домашних условиях.

Задачи практики:

– создание мотивации у получателей социальных услуг и их родственников к активному участию в социально-реабилитационном процессе;

– обучение родственников, осуществляющих уход за маломобильными членами семьи, принципам организации грамотного ухода в зависимости      от особенностей заболеваний;

– обучение получателей социальных услуг и их родственников применению технических средств реабилитации в домашних условиях;

– обучение получателей социальных услуг и их родственников основам социальной реабилитации в домашних условиях;

– психологическая поддержка маломобильных пенсионеров и инвалидов и их родственников;                      

– медико-психологическое просвещение социальных работников.

9.

Содержание практики

Школа представляет собой комплексную систему помощи, которая оказывается маломобильным пенсионерам и инвалидам как непосредственно (например, психологическая помощь или обучение элементам адаптивной гимнастики), так и опосредованно (через организацию правильного ухода, обучая его непосредственное окружение – родственников или социальных работников).

10.

Описание  механизма реализации.

Работа Школы построена по двум направлениям:

работа с родственниками и иными ухаживающими лицами,
работа с коллективом учреждения (социальные работники и медицинскаясестра).

Выделение двух направлений необходимо, так как особенности изложения материала для человека, выполняющего профессиональные обязанности, и для лица, для которого уход за человеком не является профессией, могут значительно отличаться. В частности, для родственников и иных ухаживающих за тяжелобольным лиц в занятия могут включаться элементы психологической разгрузки, моменты, позволяющие организовать свою жизнь так, чтобы уход за тяжелобольным не стал для человека непосильным. Для социальных работников психологический аспект в данном случае относится не к личной, а к профессиональной деятельности, и подход здесь будет несколько иным.

Занятия Школы включают информацию о процедурах общего ухода, профилактике осложнений, методах самообслуживания, гигиенического ухода на дому, правилах питания и кормления, методах использования технических средств реабилитации, элементах эффективного общения, методах предотвращения или коррекции депрессивных состояний, возникающих у тяжелобольных людей и их родственников. Особое внимание уделяется практическим навыкам ухода за больными при различных заболеваниях.

Программа занятий включает: лекции, семинары, практикумы, индивидуальную работу и другие формы обучения.

К работе Школы в рамках обучениясоциальных работников и медицинскихсестёр приёмам ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг и приёмам социальной реабилитации в домашних условиях привлекается психолог, а также специалисты  других организаций.

Психолог разработал методические пособия в помощь социальным работникам, которые они могут использовать при общении с гражданином в домашних условиях или при обучении родственников.

Заведующий специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому в помощь социальным работникам с целью обучения родственников, разработал алгоритм предоставления санитарно-гигиенических услуг тяжелобольным гражданам.

11.

Организационная и управленческая модель

Данная практика реализуется в учреждении в рамках проектной деятельности на основании Проекта «Школа ухода и реабилитации» и в соответствии с положением о «Школе ухода и реабилитации», утвержденным приказом директора ОГБУСО «КЦСОН «Веста» от 24.06.2019 года № 120.

Ежеквартально проводятся административные совещания по работе Школы, в рамках которого проводится анализ работы за отчётный период и исполнение плана мероприятий, подводятся результаты анкетирования граждан на предмет удовлетворённости и нуждаемости в дальнейшем функционировании школы.

12.

Ресурсы, задействованные в реализации практики (проекта)

Информационно-методические: памятки, буклеты, алгоритмы по уходу за тяжелобольными гражданами и оказания психологической помощи родственникам, разработанные специалистами учреждения.

Материальные: Занятия для родственников проводятся на дому у тяжелобольных граждан, работники учреждения проходят стажировку на базеучреждения-партнера Ангарский психоневрологический интернат (далее-АПНИ)  

Кадровые: медицинская сестра,социальные работники, психолог Центра, медицинские работники АПНИ, волонтёры Ангарского медицинского колледжа.

13.

Показатели результативности практики  

Количественные результаты:  За 2018 год 49 родственников граждан пожилого возраста, воспользовались технологией «Школой ухода и реабилитации». За 2019 год обучающих мероприятий 75 проведено, прошли обучение 53 социальных работника, 22 родственника тяжелобольных граждан.

За 2020 год -73 обучающих мероприятий, из них 6 в дистанционном формате, 15 индивидуальных. Прошли обучение 32 социальных работника, 41 родственник тяжелобольных граждан. В 1 квартале 2021г проведено 1 занятие по теме: «Атипичная пневмония» в АПНДИ, присутствовало 22 социальных работника, 6 родственников, ухаживающих за тяжелобольными родственниками.

Качественные результаты: обучение родственников навыкам ухода за тяжелобольными гражданами и отсутствие обращений от них на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Обучение социальных работников повысило их профессиональный уровень, что способствует повышению качества оказания социальных услуг гражданам, полностью утратившим способность к самообслуживанию.

Информационно-методические результаты: на сайте учреждения имеется раздел «Школа ухода и реабилитации», где размещена информация о деятельности школы.




Структура описания лучших практик

Структура описания лучших практик

1

Наименование практики

Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов

2

Контактные данные организаций, реализующих практику

Название учреждения: ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания на селения Ольхонского района»

Сайт учреждения: http://kcsonolhon.3dn.ru/

Телефон: 8 (39558) 52326, 52214

Электронная почта: ktsson@mail.ru

Контактное лицо: Николаева Елена Иннокентьевна

3

Соискатели проекта

Название учреждения: Администрация Ольхонского районного муниципального образования    

Сайт учреждения: http://ольхонский-район.рф/

Телефон: 8 (39558)52-302

e-mail: olkhon@mail.ru

Контактное лицо: Белеева Раиса Иннокентьевна

4

ФИО и должности исполнителей, реализующих практику

Николаева Елена Иннокентьевна – специалист по реабилитации инвалидов отделения срочного социального обслуживания граждан, социального сопровождения и социальной реабилитации инвалидов

Орлова Соелма Дамдинжаповна – психолог отделения срочного социального обслуживания граждан, социального сопровождения и социальной реабилитации инвалидов

5

Проблематика и актуальность практики

Приемная семья – это форма жизнеустройства и дополнительная мера социальной поддержки граждан пожилого возраста, представляющая собой совместное проживание и ведение общего хозяйства гражданина пожилого возраста, нуждающегося в социальной поддержке, и гражданина, осуществляющего за ним уход, на основании договора о создании приемной семьи. Приемная  семья для пожилого человека является хорошей альтернативой стационарным  учреждениям, прежде всего, является возможностью продления жизни пожилых граждан в домашней семейной обстановке.   Такой вид социального обслуживания предполагает снижение очередности в дома-интернаты и он экономически целесообразен.  Технология достаточно эффективна и  благоприятно влияет на психологическое состояние пожилых граждан,  в силу различных обстоятельств оказавшихся одинокими и лишенными попечения близких людей.Основные проблемы, с которыми сталкивается данная категория граждан: одиночество, психологический дискомфорт, ощущение своей ненужности, отчаяние от беспомощности и одиночества; плохое здоровье, которое приводит к утрате способности к самообслуживанию, ведет к невозможности самостоятельного проживания, особенно в неблагоустроенном жилье; малообеспеченность, невозможность оплатить услуги  сиделки, а кроме того, большинство пожилых людей испытывают страх перед казенными условиями домов-интернатов. Но самыми главными являются психологические проблемы совместимости и определение мотивов участников. Поэтому особенно важно для  развития данной формы социального обслуживания проводить тщательный подбор, обучение людей и профессионально отслеживать все аспекты их жизни в период адаптации. С целью решения этой проблемы и обеспечения благоприятного психологического микроклимата в приемных семьях, психологической совместимости пожилого с помощником, а также организации обучения навыкам ухода помощника, разрабатываются и внедряются различные программы.

6

Ценностные ориентиры практики

Технология является альтернативой стационарному обслуживанию и позволит в некоторой степени решить проблему нехватки мест в домах-интернатах и домах для престарелых. Как показала практика использования технологии «Семья для пожилого человека» именно приёмные семьи дают возможность пожилым людям и инвалидам вести привычный образ жизни и быть при этом социально защищёнными.

7

Основные целевые группы, на которые направлена практика

Одиноко проживающие граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды (в том числе инвалиды с детства).

8

Цель и задачи практики

Цель: предоставить одиноким пожилым гражданам и людям с инвалидностью возможность ощутить себя полноценной частью семейства, встретить старость в любви, уважении и внимании, обрести в новой семье нужную им заботу и ласку, которой они не обладали ранее, а также принимать помощь в бытовых вещах, на которую самостоятельно они уже не способны, вроде покупки продуктов, уборки, готовки обедов.                                        Задачи:                                                                                            —  продление жизни пожилых граждан в домашней семейной обстановке;                                                            

— уменьшение очередности  в стационарные учреждения социального обслуживания;                                                                                          — материальная поддержка семей и граждан, изъявивших желание принять в свою семью нуждающегося  пожилого гражданина.

9

Содержание практики

С целью создания благоприятных условий проживания граждан пожилого возраста  и инвалидов в привычной социальной среде, обеспечения круглосуточного полноценного ухода в Ольхонском районе реализуется технология «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов». Работа по созданию приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов ведется путем организации совместного проживания и ведения общего хозяйства на основании договоров лиц, нуждающихся в социальных услугах, и лиц, изъявивших желание организовать приемные семьи.

Стационарозамещающие технологии социального обслуживания нацелены на максимально возможное продление  жизни в привычных условиях пожилых граждан и поддержание их социального, психологического и физического статуса, оптимизацию затрат на оказание той или иной услуги, повышение качества и доступности социальных  услуг.

Приемная семья позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в семье и в обществе в целом.

10

Описание механизма реализации

С целью создания благоприятных условий проживания граждан пожилого возраста  и инвалидов в привычной социальной среде, обеспечения круглосуточного полноценного ухода в Ольхонском районе реализуется технология «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов». Работа по созданию приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов ведется путем организации совместного проживания и ведения общего хозяйства на основании договоров лиц, нуждающихся в социальных услугах, и лиц, изъявивших желание организовать приемные семьи.

11

Организационная и управленческая модель

Закон Иркутской области «О приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в Иркутской области» № 43 – ОЗ от 01.06.2018 г.

Приказ ОГБУСО «КЦСОН Ольхонского района» «О создании постоянно действующей комиссии» № 10 от 23.01.2019 г.

Гражданин,  изъявивший  желание создать приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов, обращается с заявлением  в ОГБУСО «КЦСОН Ольхонского района» к специалисту учреждения. В течение 10 дней учреждение проводит обследование социально – бытовых условий проживания гражданина,  изъявившего желание создать приемную семью, и гражданина нуждающегося в социальной помощи.  Решение о заключении договора о приемной семье принимается в течение трех календарных дней  со дня принятия решения, учреждение уведомляет граждан, заинтересованных заключить договор о приемной семье, а также о необходимости прибытия в учреждение для его подписания, заключается договор о приемной семье в трех экземплярах, гражданин обращается в УСЗН по Ольхонскому району с заявлением о назначении ежемесячной денежнойвыплаты. Выплата назначается с 1 числа месяца, в котором заключен договор о приемной семье.

12

Ресурсы, задействованные в реализации практики (проекта)

1. Информирования населения о создании  приемной семьи путем:

— устного консультирования граждан на приеме, по телефону

проведения разъяснительной работы с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, либо в очереди на получение путевки в стационарное учреждение социального обслуживания общего типа;

— размещения информации на стендах и официальных сайтах УСЗН по Ольхонскому району czn-olkhon@mail.ru , ОГБУСО «КЦСОН Ольхонского района» kcson-olhon.3dn.ru;

Администрации Ольхонского района, //ольхонский-район.рф/

— распространения буклетов, в которых в доступной форме разъяснено действующее законодательство;

— публикации информации в СМИ (газеты)

2.  Межведомственного взаимодействия «КЦСОН  Ольхонского района» с:

— учреждением здравоохранения;

— с общественными организациями, такими как совет ветеранов, совет женщин; общество инвалидов;

13

Показатели результативности практики

На сегодня в Ольхонском районе  практика организации приемных семей для граждан пожилого возраста дает положительные результаты на 1 июня 2021 года в приемных семьях проживают 2 гражданина  пожилого возраста, средний возраст пожилых составляет 68-87 лет.

Технология является альтернативой стационарному обслуживанию и позволит в некоторой степени решить проблему нехватки мест в домах-интернатах и домах для престарелых.

Как показала практика использования технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов» в районе, именно приёмные семьи дают возможность пожилым людям и инвалидам вести привычный образ жизни и быть при этом социально защищёнными.

14

Оценка благополучателей

Гимаев Геннадий Мизхатович, благодаря приемной семье обрел в лице Ольги Владимировны дочь, а в сыне Ольги Владимировны внука. Получает заботу и уход, внимание, психологическую поддержку, которая ему так необходима в силу того, что он одинок,   члены семьи дают ему возможность почувствовать себя нужным в этой жизни.

В лице Глазыриной  Варвары Михайловны семья приобреламудрого, духовного наставника с богатым жизненным опытом с чистыми, светлыми мыслями и внимательного слушателя и наставника.

15

Кейсы

В 2014 году Ольга Юрьевна подрабатывала в кафе на оз. Байкале, где познакомилась с гр. Н.  которая осуществляла уход по просьбе сына на возмездной основе за его матерью Варварой Михайловной, 14.11.1923 г.р.,  которая проживала в городе в своей квартире. Гр.  Н. попросила на одну неделю поухаживать за Варварой Михайловной, по истечении недели гр.  Н. позвонила Ольге Юрьевне и отказалась в дальнейшем осуществлять уход за Варварой Михайловной. Ольга Юрьевна в течении двух лет ухаживала за Варварой Михайловной в ее городской квартире, после чего в 2015 году она перевезла Варвару Михайловну к себе в д. Куреть, ул. Горная, д. 1 на постоянное место жительства. Все льготы и пенсию Варвара Михайловна получала на банковскую карту.Варвара Михайловна была выявлена участковым специалистом как Ветеран Вов (труженица тыла), специалистом было предложено Ольге Юрьевне создать приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов на что она ответила согласием.  Ольга Юрьевна начала сбор  документов, прохождение медицинского обследования,  а также оформила ей  временную регистрацию по месту пребывания, составлен акт обследования проживания гражданина нуждающегося в создании вприемной семьи.В ходе проведенной беседы сын Варвары Михайловны отказался забирать свою мать и осуществлять за ней уход. С мая 2021 года заключен договор между Ольгой Юрьевной и Варварой Михайловной о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов. В настоящее время Варвара Михайловна проживает у Ольги Юрьевны чувствует себя хорошо, обеспеченна лекарственными препаратами, и продуктами питания, ТСР (для передвижения и прогулок на свежем воздухе). Все члены семьи относятся к Варваре Михайловне с уважением, теплотой оказывают ей ежедневный уход и помощь в быту.

16

Независимая оценка*

1. Независимая оценка качества в отношении практики со стороны общественного совета при Министерстве социального развития, опеки и попечительства не проводилась
2. Обсуждение независимой оценки нормативно – правовых актов не проводилось.
3. Рекомендации, экспертные заключения научных, академических, исследовательских учреждений не имеются.

17

Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Гражданам пожилого возраста и инвалидам в старости необходима помощь и поддержка. В этот время они сталкиваются с одиночеством, беспомощностью. Плохое здоровье приводит к утрате работоспособности, малообеспеченности, во многих случаях от них отказываются, родные, и большинство пожилых граждан испытывают страх перед домами для престарелых и инвалидов.Идея создания  приемных семей для пожилых людей возникла в результате поиска снижения очередей в интернаты для престарелых и инвалидов. Немощным, одиноким гражданам предлагается жить не в интернате, а в приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов.Основнымицелями определения граждан пожилого возраста и инвалидов в семью – оказание социально-бытовых услуг, психологическая реабилитация личности и создание семейной заботы и уюта.

Принимающая семья должна содержать и обеспечивать пожилого человека или инвалида питанием, необходимыми лекарствами, оказывать доврачебную медицинскую помощь, организовывать общий быт и досуг подопечного.