1

Связать неслышащего человека с окружающим миром – задача диспетчерской службы для инвалидов по слуху

В 2016 году при поддержке Правительства Иркутской области была создана диспетчерская служба для инвалидов по слуху.

Помочь разобраться в экстренных ситуациях, купить продукты и лекарства, сопроводить на приеме к врачу, организовать нужные встречи и переговоры – вот только малая доля тех дел, в которых задействована эта диспетчерская служба.

«В 2016 году при поддержке областного правительства была создана диспетчерская служба для инвалидов по слуху. Мы приобрели оборудование: компьютер, наушники, программный комплекс по региональной программе «Доступная среда». А региональное отделение глухих взяло на себя обязательство по трудоустройству сурдопереводчика и содержанию помещения. Задача службы – связать неслышащего человека с нужной организацией. Фонд социального страхования, медико-социальная экспертиза, детские сады, школы, полиция, больницы, центры занятости… Взаимодействовать приходится со всеми. За время работы сюда поступило более 20,6 тыс. обращений, а в базе данных зарегистрировано 1 500 инвалидов по слуху. Мы также оказываем поддержку по обучению навыкам жестового языка. За три года курсы сурдопереводчиков прошли 94 человека» – говорит заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Алексей Макаров.

Проблемы глухих в диспетчерской службе решает сурдопереводчик. Оператор-сурдопереводчик Наталия Демидова держит связь с теми, кто общается только на языке жестов, кто, образно говоря, ничего не слышит и не понимает звуковую речь. Помочь купить продукты и лекарства, сообщить о ДТП и даже объяснить, как правильно вести себя при родах, – вот ее работа.

С раннего утра и до позднего вечера здесь не умолкает телефон. Сейчас, например, Наталия разговаривает с доктором одной из иркутских больниц. Абсолютно глухой женщине сделали операцию, сегодня ее выписывают, но лечение нужно продолжать. Сурдопереводчик по скайпу сначала внимательно слушает врача, а после передает его рекомендации пациентке – переводит звуковую информацию в жестовую.

Едва закончились одни переговоры, тут же раздается следующий звонок. На линии – спортсмены. В выходные состоятся соревнования по лыжным гонкам, и инвалиды по слуху тоже хотят участвовать. Оператор связывается с организаторами, выясняет, сколько человек должно быть в команде, какова дистанция для мужчин и женщин, а после «переводит» информацию.

«Работы много, нагрузка огромная, – признается Наталия. – И консилиумы проводила, и с нотариусами общалась. А недавно произошло ДТП, позвонил глухой молодой человек, попросил срочно связаться с сотрудниками ГИБДД. Он ехал, создал некомфортную ситуацию на дороге, но постарался быстро перестроиться в другой ряд. Водитель второй машины решил подрезать «обидчика», начал сигналить. Глухой, естественно, никаких сигналов не услышал, произошла авария. Помогла провести допрос. В итоге стороны договорились, и слышащий заплатил глухому, потому что его признали виновным».

Разбираться в экстренных ситуациях Наталии приходится не только днем, но и ночью. «Однажды глухую девушку повезли в роддом. А у нее в машине скорой помощи начались схватки. К счастью, она успела набрать номер региональной службы. Я ее успокаивала, объясняла, как нужно правильно дышать и тужиться. Роженица оказалась совсем молоденькой. Ничего не слышит и не понимает, испугалась, начала плакать. К счастью, все закончилось благополучно. Родила здорового мальчика. Я ее поздравила первой!» – рассказывает сурдопереводчик. А вот другой случай оказался печальным. Ночью позвонила семья глухих. У отца семейства произошел сердечный приступ. Наталия вызвала реанимационную бригаду. «Человек умер на моих глазах, – со слезами вспоминает она. – Дежурный врач скорой помощи говорит передать семье, что человеку остались

считанные минуты. И мне это надо было сказать жене и детям. Я объяснила. Им дали время «поговорить», попрощаться. А после мне пришлось помогать организовывать похороны».

Наталия Демидова сама из семьи глухих и прекрасно понимает, насколько трудно приходится людям, которые ничего не слышат. Ей с детства доводилось общаться с отцом и матерью на языке жестов. Случалось помогать друзьям родителей, а порой и совсем незнакомым инвалидам по слуху. Старалась никому не отказывать, но из-за занятости на работе выкраивать лишнюю минутку было проблематично. Создание диспетчерской службы для глухих Наталия посчитала знаком свыше. Теперь инвалиды могут позвонить ей в любое время, она на связи 24 часа в сутки. Дома своя семья, но ведь чужих проблем не существует. «Работаю с 9 до 6 часов вечера, а с прошлого года добавилась еще и суббота, – рассказывает Наталия. – Звонков из-за пандемии прибавилось. Слабослышащие столкнулись с еще большими трудностями, чем обычные люди. И это не только одиночество в самоизоляции. Понять, что говорит человек в маске, невозможно, глухие ведь привыкли читать по губам. И потом: как, например, им записаться на прием к врачу, заказать продукты или слуховой аппарат, не выходя из дома? Я связываюсь с регистратурой, магазинами, аптеками, фирмами, торгующими медоборудованием, записываю их к специалистам. Глухой приходит на прием к врачу – я тоже с ним на связи. А недавно, например, была прямая линия с Губернатором Иркутской области И. Кобзевым. Подключились около тысячи человек, все смотрели, а я им переводила. У нас, в диспетчерской службе, – полное сопровождение».

Региональная диспетчерская служба: Иркутск, ул. Клары Цеткин, 13а. Тел.: 8(395-2) 387-621, 89501035421. Эл. почта: vogirkutsk@mail.ru. Skype: dsvog 38.




Презентация проекта «Важный пиксель 65+»

3 марта в областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Тайшетского и Чунского районов» состоялась долгожданная встреча. К слушателям Академии успешного долголетия и получателям социальных услуг группы дневного пребывания пришли сотрудники библиотечного объединения Тайшетского городского поселения. Они презентовали проект «Важный пиксель 65+», который стал победителем конкурса благотворительного фонда Тимченко и получил денежный грант на покупку видеооборудования и специальных программ для монтажа фильмов. Комплексный центр в данном проекте выступает партнером-соорганизатором.

В ходе встречи пенсионерам было сделано заманчивое и увлекательнейшее предложение, стать учениками видеостудии и попробовать себя в роли журналистов, видеооператоров, редакторов, режиссеров и телеведущих. Идея снимать новостные программы, самим озвучивать с экранов местных телеканалов волнующие проблемы пришлась по душе всем получателям социальных услуг Центра, присутствовавшим на встрече. Сразу были сформированы несколько групп (по четыре человека). Занятия в видеостудии начнутся уже со второй декады марта.




ВНИМАНИЕ! Бесплатная юридическая помощь!

11 марта 2021  года с 9 до 13 часов Областное государственное казенное учреждение «Государственное юридическое бюро по Иркутской области» будет проводить «ПРЯМУЮ ЛИНИЮ» по оказанию бесплатной юридической помощи населению Иркутской области по телефону.

Консультации будут проводиться:

в г. Иркутске, по тел. (8 3952) 200-085;

в г. Нижнеудинске, по тел. (8 39557) 712-48;

в г. Усть-Илимске по тел. (8 39535) 670-21;

в г. Усть-Куте, по тел. (8 39565) 577-54;

в п. Усть-Ордынский, по тел. (8 39541) 304-31;

в г. Черемхово, по тел. (8 39546) 528-61;

в г. Тулуне, по тел. (8 39530) 21-007.




«Скандинавская» прогулка

В селе Аляты можно встретить пожилых людей с палками в руках, но это не костыли – их пенсионеры отбрасывают в сторону и бодро идут на «скандинавскую» прогулку. Глядя на этих пожилых граждан, можно с уверенностью сказать, что интересно и с пользой для здоровья проводить досуг можно в любом возрасте. Среди таких есть в Комплексном центре социального обслуживания населения Аларского района Никитина Н. А. и Сиденко Т. Н. Второй год они ходят по своей тропе здоровья, которая пролегает через живописный лес.

11 февраля 2021 года специалист по социальной работе Комплексного центра Устиненко С. В. совместно с работником культуры ИКЦ с. Аляты Архиповой А. С. провели марафон по скандинавской ходьбе, по маршруту Никитиной Н. А. и Сиденко Т. Н. В марафоне приняли участие 11 пенсионеров, из них трое – инвалиды.

В пути все любовались красотою зимнего леса, дышали чистым воздухом. Участники получили отличный вариант кардиотренировки на свежем воздухе, абсолютно травмобезопасной и подходящей для людей самого разного возраста и уровня подготовки. На своем примере это доказали Нина Афанасьевна и Татьяна Николаевна: они всегда жизнерадостные, активные и доброжелательные, несмотря на свои проблемы со здоровьем.

Все участвовавшие в марафоне получили массу положительных эмоций и огромный заряд энергии.




Занятие в Школе ухода

В рамках Школы ухода для социальных работников и родственников, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, в Комплексном центре социального обслуживания населения Тайшетского и Чунского районов психологом учреждения проведено занятие с элементами тренинга по теме «Психологический климат в семье с тяжелобольным». В ходе тренинга социальные работники выделили для себя трудности, с которыми сталкивается семья тяжелобольного, ознакомились с психологическими факторами, стимулирующими рост неудовлетворенности в таких семьях.

В ходе занятия были разобраны и проанализированы различные жизненные ситуации, найдены пути решения проблем в семьях, где есть тяжелобольные родственники. А также социальные работники получили советы психолога, как работать с такими семьями.




Изотерапия

В психологии есть понятие сверхконтроля. Это та часть сознания, которая подвергает цензуре все мыслительные формы. Именно из-за сверконтроля мы говорим вслух далеко не всё, о чем думаем. Но он совершенно бессилен перед образами, которые, в частности, создаются в процессе рисования. Поэтому психолог отделения активного долголетия областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов г. Черемхово и Черемховского района» применяет в работе с получателями социальных услуг метод психологической коррекции «изотерапия».

Изотерапия – это прекрасный способ самовыражения, способствующий укреплению нервной системы и памяти, позволяющий избавиться от переживаний и стрессов. Для данного метода подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель и т. д. Единственным условием является то, что процесс изотерапии должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект. Судя по проводимым занятия, условие выполняется в полном объеме, ведь проживающие с удовольствием их посещают, стараются выразить в рисунках все свои эмоции и делают это совершенно искренне, отключая свой сверхконтроль.




Выезд Мобильной социальной службы

Комплексным центром социального обслуживания населения г. Усолье-Сибирское и Усольского района организован выезд Мобильной социальной службы в с. Новожилкино и с. Большая Елань. Совместно с представителями МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека Усольского района» и специалистом отделапо вопросам миграции МО МВД России «Усольский» посетили Усольский район.

Благодаря проведенному мастер-классу специалистов межпоселенческой библиотеки Усольского района, в рамках проекта «Шаги к здоровью», три жителя с. Новожилкино и семь жителей с. Большая Елань смогли попрактиковаться в северной ходьбе. Также безвозмездно были предложены книги разных жанров и отраслей знаний. В рамках реализации проекта #Госуслуги_это_просто граждане смогли не только подтвердить свою учетную запись, но и получить консультацию по работе с порталом Госуслуг в мобильном приложении. С целью восстановления документа, удостоверяющего личность (паспорт), специалистом отдела по вопросам миграции МО МВД России «Усольский» проведено дактилоскопическое исследование у двух граждан, в настоящее время проходящих лечение в паллиативном отделении ОГБУЗ «Усольская городская больница» с. Новожилкино.

Восемь срочных социальных услуг были оказаны шести гражданам с. Новожилкино: два человека, не имеющие постоянного места жительства, получили консультацию о возможности оказания содействия в предоставлении временного жилья; четыре человека получили консультативную помощь по вопросу оформления и восстановления документов; двум гражданам оказано содействие в сборе документов для проведения медико-социальной экспертизы.

Услуги, предоставляемые Мобильной социальной службой жителям Усольского района, пользуются спросом благодаря своей доступности и возможности индивидуального подхода к каждому человеку, нуждающемуся в предоставлении социальных услуг.